дольный
65СЕГИДИЛЬЯ — (испанское seguidilla), испанская народная песня танец кастильского происхождения (15 16 вв.; 3 дольный). Использована М.И. Глинкой, Ж. Бизе, М. де Фальей …
66ХАБАНЕРА — (испанское habanera, от La Habana Гавана), кубинская песня и танец (2 дольный). Известна с конца 18 в., во 2 й половине 19 в. популярна в Латинской Америке. Использована Ж. Бизе, К. Дебюсси, М. Равелем …
67СКЕРЦО — (итал. scherzo букв. шутка),1) в 16 17 вв. обозначение вокально инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты (напр., у И. С. Баха).3) Часть сонатно… …
68Деникин, Антон Иванович — (1872 1947) генерал лейтенант Генштаба. Сын офицера пограничной стражи, выслужившегося из солдат. Окончил Ловичское реальное училище, военно училищные курсы при Киевском пехотном юнкерском училище и Николаевскую академию Генерального штаба (1899) …
69Павана — старинный бальный танец, по видимому, испанского происхождения (исп. pavana, от лат. pavo павлин); по другой версии, П., или падуана (итальянский padovana), появилась в Италии (в г. Падуя). П. получила распространение во Франции. Темп… …
70Словакия — (Slovensko) Словацкая Социалистическая Республика (ССР; Slovenska socialisticka republika), республика в составе Чехословакии (ЧССР). Расположена в восточной части страны. Площадь 49 тыс. км2. Население 4,72 млн. человек (оценка на 1… …
71Белорусская музыка — Нар. муз. иск во Белоруссии соприкасается с нар. музыкой рус. и укр. народа, зап. и юж. славян. значит. группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельч. народов. Распространены колядки, щедровки,… …
72Болгарский распев — один из распевов рус. православной церкви. Стал известен в Москве в сер. 17 в. Болгарское происхождение распева не установлено, т. к. за многовековой период турецкого ига и гегемонии в церк. жизни Болгарии греков нац. церк. пение было… …
73Гальярда — (итал. gagliarda, франц. gaillarde, букв. веселая, бодрая) старинный танец романского происхождения. Был распространен в Европе с конца 15 в. по 17 в. Нередко ошибочно отождествлялся с романеской. Гальярда из собрания П. Аттеньяна (1529) …
74Ирландская музыка — В древних ирл. сагах упоминаются хор. пение и многоголосие, бытовавшие у кельтских племён, что находит подтверждение в историч. свидетельствах о раннем развитии у кельтов полифонии. Так, в лат. трактате философа Иоанна Скота Эриугены О… …
75Коми музыка — Муз. фольклор коми составляют песенные жанры: трудовые, семейно бытовые, лирич. и детские песни, причитания, частушки. Бытуют местные формы ижемские трудовые песни импровизации, севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские… …
76Сегидилья — (испан. seguidilla) испан. нар. танец. Сопровождается пением. Появился в 15 или 16 вв. в Ла Манче (Кастилия). М. де Pалья. Сегидилья. Из цикла Семь испанских народных песен . В 17 в. С. широко распространилась по Испании, со… …
77Словацкая музыка — Начало развития С. м. связано с ранним периодом истории зап. славян и культурой Великоморавской империи (9 нач. 10 вв.), на территории к рой сталкивались зап. и вост. влияния. Муз. фольклор богат песенными жанрами (лирич., эпич., бытовые …
78Сюита — (франц. suite, букв. ряд, последовательность) одна из осн. разновидностей многочастных циклич. форм инстр. музыки. Состоит из неск. самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художеств. замыслом. Части… …
79Темп — (итал. tempo, от лат. tempus время) скорость развёртывания муз. ткани произведения в процессе его исполнения или представления внутр. слухом; определяется числом проходящих в единицу времени осн. метрич. долей. Первоначально лат. слово… …
80Финская музыка — Наиболее древние традиции нар. Ф. м. пастушьи ауканья, наигрыши на берестяных рожках, разл. дудках; среди старинных нар. песен т. н. ёйку короткие свободные импровизации речитативного склада, отличающиеся обилием муз. и текстовых повторов …